Федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОО
Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения, т.к. на них строится вся работа педагога.
В разделе представлены документы, с которыми необходимо ознакомиться педагогическим работникам.
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 30.12.2021)
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 N1155 «Об утверждении ФГОС ДО»
3. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ
О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся»
Принят Государственной Думой 22 июля 2020 года
Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 года
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2014, № 23, ст. 2930; 2015, № 18, ст. 2625; 2016, № 27, ст. 4160, 4238; 2018, № 32, ст. 5110; 2019, № 30, ст. 4134; № 49, ст. 6962) следующие изменения:
1) в статье 2:
а) пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2) воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде;»;
б) пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9) образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;»;
в) пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10) примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях примерная рабочая программа воспитания, примерный календарный план воспитательной работы), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;»;
2) статью 12 дополнить частью 91 следующего содержания:
«91. Примерные основные общеобразовательные программы, примерные образовательные программы среднего профессионального образования, примерные образовательные программы высшего образования (программы бакалавриата и программы специалитета) включают в себя примерную рабочую программу воспитания и примерный календарный план воспитательной работы.»;
3) дополнить статьей 121 следующего содержания:
«Статья 121. Общие требования к организации воспитания обучающихся
1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
2. Воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата и программ специалитета) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в такие образовательные программы рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых с учетом включенных в примерные образовательные программы, указанные в части 91 статьи 12 настоящего Федерального закона, примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
3. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего Федерального закона советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии).»;
4) часть 3 статьи 30 после слов «образовательной организации,» дополнить словами «включая рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы,».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2020 года.
2. Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.
3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, обязаны проинформировать обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) об изменениях, внесенных в такие программы в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
Президент Российской Федерации В. Путин Скачать
4. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, предусматривает обеспечение процесса разработки рабочей программы воспитания на основе требований Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) и размещена на портале https://fgosreestr.ru.
С Программой можно ознакомиться по ссылке.
5. Примерный календарный план воспитательной работы на 2022–2023 учебный год
Министерство просвещения России рекомендует в целях создания единого воспитательного пространства использовать примерный календарный план воспитательной работы как федеральный компонент календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней образования. Скачать
7. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»
Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей являются документом стратегического планирования в сфере обеспечения национальной безопасности России, определяющим цели, задачи, а также инструменты по защите государством духовно-нравственных ценностей.
Государственная политика по сохранению и укреплению традиционных ценностей реализуется в области образования и воспитания, работы с молодёжью, культуры, науки, межнациональных и межрелигиозных отношений, средств массовой информации и коммуникаций, международного сотрудничества.
Её целями являются в т. ч. передача традиционных ценностей от поколения к поколению, формирование образа России как хранителя и защитника традиционных ценностей. Скачать
8. Федеральный закон от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
С 2023–2024 учебного года во всех образовательных организациях будут введены федеральные основные образовательные программы (ФООП).
Министерство просвещения России разработает федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП). В каждую из них войдут учебный план, календарный учебный график, рабочие программы предметов, рабочая программа воспитания, календарный план воспитательной работы.
Образовательные организации смогут применять ФООП или их отдельные компоненты без составления таких компонентов на своем уровне либо разрабатывать собственные образовательные программы. Условие – содержание и планируемые результаты таких программ должны быть не ниже содержания и планируемых результатов ФООП.
Закон, вносящий изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», начнет действовать уже с 1 сентября 2023 года. Скачать
9. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»
10. Минпросвещения России утвердило Федеральную образовательную программу дошкольного образования
Источник: сайт Минпросвещения России
Министерством просвещения Российской Федерации утверждена Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Соответствующий приказ опубликован на официальном портале правовой информации. Цель Федеральной образовательной программы – разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
Федеральная программа позволяет реализовать три основные функции дошкольного уровня образования. Это воспитание ребенка как гражданина России, формирование основ гражданской и культурной идентичности дошкольников; создание общего ядра содержания дошкольного образования, основанного на духовно-нравственных ценностях российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины; а также создание единого образовательного пространства обучения и воспитания детей от рождения до поступления детей в общеобразовательную организацию вне зависимости от места проживания.
Федеральная программа учитывает отечественные традиции и современные практики дошкольного образования, содержит широкий перечень как современных, так и классических изобразительных, художественных, музыкальных и кинематографических произведений искусства для реализации образовательной деятельности.
Федеральная программа определяет базовые объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования, которому должны соответствовать программы дошкольного образования во всех учреждениях с 1 сентября 2023 года. В 2023 году Минпросвещения России продолжит организационно-методическое сопровождение реализации федеральной программы.
11. Рекомендации по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций и комплектации учебно-методических материалов в целях реализации образовательных программ дошкольного образования
Методические рекомендации (Банк документов Министерства просвещения Российской Федерации)
12. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-75 от 6 августа 2020 г. «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
6 августа 2020 года Распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации утверждено примерное Положение об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Скачать
13. Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.12.2013 № 1324 Скачать
14. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 29 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165) и подпунктом 5.2.15 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702), Утвердить: показатели деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию (приложение № 1);
Министр Д. Ливанов Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации
28 января 2014 года, регистрационный № 31135
15. Обзор образовательных программ по дошкольному образованию
Предлагаем педагогам материал с обзором комплексных и парциальных программ по дошкольному образованию, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и рекомендованных Примерной основной образовательной программой дошкольного образования.
Подробно с программами можно ознакомиться, перейдя по ссылке.