«Речевое развитие детей раннего возраста»
Круглый стол (в рамках пилотной площадки по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги»)
Воспитатели групп раннего возраста обсудили следующие вопросы: развитие речи в раннем возрасте, этапы ее становления, направления работы педагога по развитию речи ребенка раннего возраста, педагогические приемы для развития речи ребенка, используемые в повседневной жизни, специальные приемы и занятия, направленные на развитие разных сторон речи ребенка, развитие мелкой моторики у детей в раннем возрасте.
Капустина В.А., воспитатель группы детей раннего возраста выступила с презентацией
«Развитие речи детей раннего возраста».
Вольных Н.Ю., воспитатель выступила с презентацией «Использование фольклора, пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста».
Овладение речью является одним из главных событий в развитии ребёнка раннего возраста.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребёнка. Дети говорят много, сопровождая речью почти все свои действия.
К трём годам ребёнок обладает большим словарным запасом, усложняется грамматическая структура его речи. Малыш использует почти все части речи, в ней появляются падеж и время. Он начинает пользоваться предложениями из трёх, четырёх и более слов, вопросительной и восклицательной формами, употреблять и сложные придаточные предложения. Речь ребёнка быстрыми темпами приближается к речи взрослого, открывая всё большие возможности для разностороннего общения малыша с окружающими людьми, в том числе и со сверстниками.
Речь ребёнка начинает выполнять всё более разнообразные функции. Первоначально речь возникает и развивается как средство общения со взрослым. Параллельно с развитием речи как средства общения происходит становление её регулятивной функции, обеспечивающей произвольное поведение ребёнка. К концу раннего возраста речь начинает выполнять планирующую функцию. Развитие коммуникативной и регулятивной функций речи тесно связаны: отставание в развитии коммуникативной речи сопровождается недоразвитием её регулятивной функции.
Важным условием речевого развития является богатство впечатлений, получаемых ребенком. Чем больше впечатлений, тем больше у малыша поводов к речевому общению со взрослыми и сверстниками.
Речь взрослого должна сопровождать все виды совместной деятельности с ребенком: кормление, одевание, гигиенические процедуры и т. п.
Необходимым условием развития речи детей является установление с каждым ребенком эмоциональных и «деловых» контактов. Малыши охотнее разговаривают с теми взрослыми, которые проявляют к ним внимание, ласку, играют с ними. В группе нужно создавать жизнерадостную, теплую атмосферу. Состояние подавленности, страха в первую очередь угнетает речевую инициативу детей.
Речь педагогов, работающих с маленькими детьми, должна соответствовать определенным требованиям. Она должна быть:
- обращенной индивидуально к ребенку. В ответ малыш выражает готовность ответить на это обращение;
- эмоционально окрашенной. Эмоциональная окраска речи содержит для ребенка больше информации, чем смысл слов;
- грамматически правильной, отчетливой, неспешной, с выраженной артикуляцией;
- понятной для малыша по содержанию. Общение со взрослым должно касаться интересных для него тем. Так ребенок вовлекается в речевой контакт со взрослым;
- более сложной, чем речь ребенка, как по структуре и форме фраз, так и по лексическому составу. Взрослый должен демонстрировать более сложные образцы речи, чем те, которыми ребенок уже владеет.
Развитие речи детей раннего возраста происходит в повседневной жизни – в процессе игры, на прогулке, перед сном, в процессе одевания, умывания, во время кормления, при наблюдении за делами взрослых, а также во время специально организованной взрослым деятельности – НОД, игр, импровизации сказок, бесед, занятий на развитие мелкой моторики.
По мнению ученых, двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребенка. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.
Пальчиковые игры, которые придумал народ в прошлые века, развивают одновременно координацию движений и речь, так как центры мозга, отвечающие за эти виды деятельности, связаны между собой. Дети, которые регулярно играют в пальчиковые игры, в среднем начинают говорить на два месяца раньше, чем те малыши, с которыми родители в такие игры не играют.
Старший воспитатель Костина С.В.
январь 2023 г.