«Познавательное развитие: предметная деятельность и познавательные способности»
Круглый стол (в рамках пилотной площадки по апробации и внедрению Комплексной образовательной программы для детей раннего возраста «Первые шаги»)
Воспитатели групп раннего возраста обсудили следующие вопросы: особенности познавательного развития детей в раннем возрасте, направления работы педагога по развитию познавательных способностей у детей раннего возраста, задачи, стоящие перед педагогами в области развития предметной деятельности, познавательных способностей ребенка раннего возраста.
Кочева И.В., воспитатель группы детей раннего возраста выступила с презентацией на тему «Особенности познавательного развития детей в раннем возрасте».
В раннем возрасте познавательное развитие ребёнка осуществляется в рамках предметной деятельности. Именно в ходе предметной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребёнка — речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности. Поэтому создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами – первая задача образовательного процесса в раннем возрасте.
В этой области развития можно выделить несколько направлений, каждое из которых предполагает постановку специальных педагогических задач и использование соответствующих методов их реализации:
- развитие культурно-нормативных специфических и орудийных действий;
- развитие у детей познавательной активности;
- развитие у детей восприятия и мышления;
- формирование самостоятельности и целенаправленности в предметной деятельности.
В области развития предметной деятельности, познавательных способностей ребенка раннего возраста перед педагогами стоят следующие конкретные задачи:
- создавать условия для ознакомления детей с предметами окружающего мира, для овладения предметными действиями;
- стимулировать познавательную активность детей, организовывать детское экспериментирование;
- организовывать игры и занятия, направленные на развитие у детей познавательных процессов;
- создавать условия для развития самостоятельности, целенаправленности в предметной деятельности.
Для решения поставленных задач педагоги должны не только организовывать развивающую предметную среду и налаживать совместную деятельность с ребенком, но и создавать условия для самостоятельной деятельности детей с предметами, обеспечивать их новыми впечатлениями, знакомить с явлениями окружающего мира.
Старший воспитатель Костина С.В.
Декабрь 2022 г.